МАОУ "Курманаевская СОШ"
с. Курманаевка Курманаевский район Оренбургская область
  • История церкви села Курманаевка

    …Господи! Воля твоя неизбежна!
    Даруй мне милость твою как и прежде.
    Мир среди нас сохрани и спаси.
    Храмам твоим быть всегда на Руси!

    Где церковь – там и село

       Наши предки, основывая село, обязательно ставили храм. Это было таким знаком отличия. И  Курманаево нынешняя  Курманаевка не была исключение в ней был выстроен храм Дмитрия Солунского - Димитрия Мироточивого.
       Село Курманаевка, было названо по личному имени  первоселенца крещенного чуваша Курманая (православное имя которого И. Павлов). Основано село в 1744 году. С 1797 года –волостной центр, сейчас районный центр.
      Итак, если после крещения Руси в первую очередь строился храм, то первые шаги к построению храма в Курманаевке  произошло по истечению 86 лет после основания села. Церковь Дмитрия Солунского - Димитрия Мироточив, была построена в 1838 году. Рукописные документы, полученные из Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга рассказывают о том, как зарождался храм, и что он представлял собой в давнее время. Вот доношение Аркадия, Епископа Оренбургского и Уфимского Святейшему Синоду Русской Православной церкви от 13 марта 1830 года с просьбой о разрешении на строительство храма, в котором, в частности, говорится: «По Указу Его Императорского Величества, Оренбургская духовная Консистория слушали краткую выписку, учиненную в оной из дела, начавшегося по прошению Бузулукского уезда деревни Курманаевой, повторенная от жителей из мордвы новокрещена Ефрема Васильева, о дозволении в деревни Курманаевой построить каменную церковь во именование Святого Великомученника Дмитрия Мироточиваго… Жители деревни Курманаевой письменно отозвались, что ежели в деревне их позволено будет построить каменную церковь, то оную обязуются построить собственным иждивением, с помощью, впрочем, жителей оных деревень и сборной книге, на отведенной им от казны земле в пять лет…Из прошения же, повтореннаго от жителей деревни Курманаевой, видно, что они, жители, с давнего времени положили в сердцах своих обет соорудить в деревне Курманаевой Церковь, для чего- де приготовили уже довольно материалов…» 
      Для получения разрешения пришлось оформить 19 разных бумаг, в числе которых были прошение поверенного от жителей Курманаево Ефрема Васильева, рапорт благочинного протоиерея Петра Богульминского, Отношение уездного казначейства…Получив разрешение, жители деревни в 1832 году приступили к строительству церкви. До нашего времени дошли скупые сведения, как она строилась, какие и откуда привлекались специалисты и в 1838 году строительство храма завершилось. Старейшая жительница Курманаевки Манакова Мария Дмитриевна  вспоминает: «Когда была маленькой хорошо запомнила, какой была церковь, как она выглядела. Была красивая, вокруг – железная ограда с узорами и со столбушками из красного кирпича. На верху каждого столбика – лики святых, кресты, каменные шары. Церковь занимала большую площадь, она располагалась средь берез, тополей, тут же находились дом священника, подсобные помещения. Имелся погост, где хоронили служителей церкви. Имелся приют для сирот, ребятишек было много, их учили грамоте, музыке в доме стояло пианино, учили рукоделию».
      О том, как выглядела церковь внутри, свидетельствует опись имущества, которую составил благочинный иерей Василий Лебединский. Вот некоторые выдержки из этой описи: «В алтаре. Над престолом изображен на холсте Господь вседержитель в позлащенных рамках живописной работы, на (…) месте Спаситель в позлащенных же рамах. По правую сторону животворящий крест, по левую Божия Матерь, над жертвенном тайныя вечеря в позлащенных рамах живописной же работы. В храме. Иконостас по примеру Грекороссийскаго расположения, иконы живописной работы. В отделениях. Царския врата резныя позлащенныя двойниковым золотом на которых изображено Благовещение пресвятыя Богородицы и четыре Евангелиста. Сверх оных изображение Сияния Духа Святаго в виде голубя. По правую сторону царских врат изображение Спасителя, над оным Рождеством Христово. На южных вратах изображение пророка Моисея над оным Стретение Господне, возле оных изображениеВеликомученика Дмитрия Мироточца и святых Безребренников Козьмы и Домиана и сверх оных Богоявление Господне и вход в Иерусалим Иисуса Христа. По леву сторону царских врат изображение Божия матери и над оным Рождество Богородицы. На северных вратах пророка Аарона и вверх оных введение во храм Пресвятыя Богородицы. Возле оных изображения Михаила Архангела, Николая Чудотворца. Над оным Благовещение и Успение Богородицы и все оныя в позлащенных рамах.  ..За клиросами хоругви на полотне. На правом с изображением Спасителя Г: Иисуса Христа а на другой стороне Богоявление Его, на левом с изображением Божия Матери, на другой стороне Дмитрия Мироточца. В трапезне иконы живописной работы, на правой стороне Крест Господен, на левой Божия Матерь…» 
      Опись подписали первый священник церкви Григорий Троицкий, дьякон Емельян Алексеев, дьячок Иван Докукин, пономарь Николай Васильев и другие.

      Церковь была кирпичная, с колокольней, которая имела четыре колокола – двенадцатипудовый, шестипудовый, в один пуд 10 фунтов и 25 – фунтовый. Звон колоколов раздавался далеко вокруг и возвещал о разных религиозных праздниках. Кровля была железная, покрашена зеленой масляной краской. Длина церкви вместе с колокольней составляла 14 сажен, ширина – более 6 сажен. Дом священника был деревянный на кирпичном фундаменте, обшитый тесом, покрытый железом. Длина дома – 6 сажен, ширина – 5сажень. Имелись сени и коридор. Отопление – одна русская и четыре голландских печей. Кроме дома священника, на территории церкви располагались конюшня, амбары, три хлева, кирпичная кладовая, ледник деревянный из осиновых кругляшей, два кирпичных каретника для постановки повозок, саней, сараи для церковной утвари и многое другое. Все строения отмечаются в страховой карточке, составляли которую священнослужители окрестных сел, в частности, от Курманаевки – священник Иоанн Малахов, псаломщик Петр Николаев, церковный староста Коноплев, некоторые прихожане. В общем, церковь Дмитрия Мироточивого представляла собой обширный православный комплекс. Двери для богослужения и молитв были открыты для всех. 
       Как же храм в с.Курманаевка получил имя Димитрия Солунского? В XIX веке увеличивается вмешательство Синода в дела Церкви. И все, что связано с церковью решает Синод, он дает разрешение на строительство и также по обращению общества разрешает назвать церковь в честь того или иного святого. Из документов Санкт – Петербургского архива: «1830 года Апреля 14 дня, По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синодъ слушали  Доношение Преосвященного Архидея, Епископа Оренбургского, с подлинным следственным делом, производившимся в тамошней Консистории по прошению Бузулукского уезда деревни Курманаевой жителей из Мор…. Новокрещена Ефрема Васильева, о дозволении в оной деревни построить вновь Каменную церковь во имя Святого Димитрия Мироточиваго с причислением к ней деревень Ярмаковой, Антоновки, Андреевки и новой Михайловки….)
      Из данного документа видно, что церковь до 1830 года была, но вероятнее всего, деревянная. Жители села просят Синод возвести церковь каменную и назвать также в честь Дмитрия Солунского..  
      «Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
    Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
      Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.
      На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями.. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. 
      Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь.»
      Когда давали название церкви и при каких обстоятельствах не известно, документы тех далеких эпох не сохранились. Но церковь до сих пор носит имя Дмитрия Солунского. Престольный праздник церкви приходится на 26 октября, день гибели Дмитрия Солунского в темницах римского императора.

    Разрушение Церкви в советское время

      До 1929 года служила церковь верующим, пока не арестовали и не увезли под конвоем последнего священника. Предчувствуя это, передал он на хранение жителям села со словами «жив буду – вернусь» документы. Да видно, не суждено было вернуться. 
      Стали рушить храмы. В 1925 году пришел черед и церкви Дмитрия Мироточивого. Сначала здесь запретили отправление религиозных обрядов, лики святых сменились портретами Карла Маркса, Ленина и Сталина, а затем храм и вовсе решили сломать. И хотя, говорят, ломать – не строить, прочное сооружение поначалу не поддалось. Тогда откуда-то пригнали три или четыре колесных трактора (в селе их в то время еще не было), обмотали цепями купол колокольни и сдернули, правда, не без труда. Потом зацепили главный купол и стали тянуть, но не тут-то было. Разрушение церкви проходило при большом скоплении народа, правда, близко к церкви не подпускали. Люди не роптали, тогда это было уже опасно, а только шептались между собой, некоторые плакали. Людей поразили братья Токаревы – Павел и Василий. Их заставили лезть на купол и обвязать крест. Лезли они наверх русыми, а слезли – седыми, у них даже брови поседели, - вспоминает К.С. Черкашина. То ли кары божьей убоялись молодые мужчины, то ли высоты… Когда верх церкви сняли, она как-то сразу поблекла и утратила свою величественность. Остатки колокольни добивали кувалдами, а когда дошли до стен храма, поняли – их не сломать. Раствор, замешанный на яичных белках, так прочно держал кирпичную кладку, что она не поддавалась, а только мелко крошилась. Тогда решили этим ограничиться. Правда, не забыли растащить внутреннее убранство церкви, оконные решетки, рамы, двери. Росписи на стенах попытались соскоблить, а когда это не удалось сделать, просто ковыряли вместе со штукатуркой. Храм перестал быть храмом. Стоял обезображенный и сиротливый, навевая тоску, глядя вокруг себя пустыми глазницами окон и как бы спрашивая: «Зачем?» Кресты с куполов верующие тайком вывезли и схоронили на кладбище села Шулаевки. 
      История церкви ничем не отличалась от истории других храмов того времени. Многие против своей воли стали участниками разрушения святыни. Многие хранили церковные реликвии у себя дома с надеждой на возрождение храма и веры. Собирались группами и молились дома тайно от соседей и постороннего взгляда. 

    Другое назначение здания

      По рассказам свидетелей того времени долгое время бывший храм находился в бесхозном состоянии, потом в нем хранили колхозное зерно, в последствии он стал клубом. Вот, что вспоминает о том времени Николай Васильевич Нефедьев: «Да, клуб в здании церкви я помню. Вместо снесенной колокольни была сделана пристройка, где располагалась кинобудка.  Директором тогда был Филиппов Иван Михайлович. В клуб мы любили бегать мальчишками на сеансы кинофильмов и на танцы. Каждый показ фильма в то время – это событие. Хорошо помню расположение клуба, в каменном здании церкви располагался зал, висел экран, на который из кинобудки проецировали фильмы, там же находились две лоджии для районного начальства, была выстроена сцена, на которой проходили самодеятельные концерты и собрания. Во время показа фильмов и концертов ставились деревянные лавочки, ну а во время танцев молодежь скамейки убирала в сторону и получалась большая танцевальная площадка». 
    В 70-е годы в райцентре силами Бузулукской ПМК-39 (ныне ЗАО «ВБК») построили новый современный Дом культуры «Юность».  
      Старое здание решили снести. Пригласили для этой цели военных специалистов. Те, ознакомившись с постройкой и рассчитав силу необходимого заряда, пришли к выводу, что церковь, вполне возможно, устоит, а вот соседние, современные постройки от взрывной волны могут и рассыпаться. Здание «помиловали».
      В 1982 году в селе Курманаевка  впервые открывается спортивная школа, ее размещают в том же здании, где недавно был клуб. Директором спортивной школы становится Кузьминов Павел Иванович. Во вновь созданной школе открываются секции: волейбола, баскетбола, лыжная, легкая атлетика. Спортивная школа в здании храма просуществовала до 1991 года. 
      Какое-то время в сохранившемся пристрое располагался военкомат, потом, дом школьника. Здесь работала Зоя Кирилловна Данилова, талантливый организатор, под началом которой дети занимались в кружке по чтению стихов.
    15 мая 1990 года на заседании Совета по делам религий при Совете Министров СССР в городе Москва было принято постановление «О  регистрации религиозного общества Русской православной церкви в селе Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области и разрешении обществу открыть молитвенное здание» (Протокол №9 от 15 мая 1990 года). 
      19 сентября 1990 года был зарегистрирован исполнительный орган религиозного общества Русской православной церкви в селе Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области, в составе председателя Лудцева И.С., заместителя Стрельникова В.П., казначея Радаевой К.А.
      12 марта  1991 года Курманаевский сельский Совет народных депутатов Курманаевского района Оренбургской области на Пятой сессии двадцать первого созыва обсудили заявление Курманаевского религиозного общества  православных христиан о возврате здания Дмитриевской церкви, занятого под спортивной школой, учитывая, что это здание построено на народные средства. Совет народных депутатов решил: «Освободить здание спортивной школы до 25 марта 1991 года и предать его безвозмездно Курманаевскому религиозному обществу православных христиан. 
      Решением от 12 марта 1991 года пятой сессии двадцать первого созыва Курманаевского сельского Совета народных депутатов здание Дмитриевской церкви в неудовлетворительном состоянии передано безвозмездно Курманаевскому религиозному обществу православных христиан 28 марта 1991 года. 
    С этого момента начинается новая жизнь храма Димитрия Солунского и новая эпоха религиозной жизни жителей села Курманаевки.

    Восстановление храма

      Религиозное общество начинает своими силами восстанавливать храм. В 1992 году делается запрос в Главное архивное управление при совете министров СССР «Центральный государственный исторический архив СССР». 
      Оттуда был получен ответ, в котором были высланы ксерокопии страховой оценки Дмитриевской церкви села Курманаевка Самарской губернии. Так же ЦГИА сообщил, что проектно-сметная документация по строительству церкви не обнаружена. 
      До 1995 года здание церкви имело назначение молебленного дома.
      В 1995 году Курманаевская церковь стала возрождаться,  стала меняться в лучшую сторону, с приходом протоиерея Георгия Зверева. Вот как отец Георгий рассказывает о себе: «Родом я из Пономаревки. Окончил школу, потом армия. Отслужив, уехал в город Бийск Алтайского края. В нашей семье верующим человеком была бабушка, которая, помню, пересказывала мне в детстве различные сюжеты на религиозные темы. Сначала было просто интересно, потом я стал понимать их смысл, разучивать молитвы. Постепенно, набираясь знаний, размышлял о бренности жизни, уверовал в Бога. В Бийске работал в храме – помогал по хозяйству, пел в церковном хоре. Моим учителем, наставником был архимандрит Ермаген, человек, который помог мне сделать окончательный выбор в жизни. Потом я духовную семинарию в Самаре».
    При беседе с Нефедьевым Николаем Васильевичем (сейчас он находится на заслуженном отдыхе, а в момент восстановления храма занимал должность первого заместителя главы Администрации Курманаевского района) выяснилось, что он очень активно принимал участие  в восстановлении церкви Дмитрия Солунского и у него сохранилась папка, в которой собран ценнейший материал с фотографиями строительства, письмами и просьбами о помощи восстановления храма к предпринимателям, руководителям учреждений и фирм, фермерам, схемы и сметы, вырезки из газет того времени. 
      Храм собирался по крупинкам на средства жертвуемые людьми и организациями. 
     По той самой описи 1910 года, заказали архитектору Чистякову новый проект храма. На средства жертвуемые людьми и организациями осилили штукатурные работы, мрамором выстелили полы,  возвели новый купол, колокольню. Достали из кладбищенской земли, сохранившиеся кресты, которые когда-то были на Шулаевской церкви (тамошние прихожане сначала спрятали их, потом закопали на кладбище, а куда делись курманаевские - неизвестно). Чтобы очистить металл от наростов после многолетнего забвения, возили в город Самару на специальную обработку. Просили и с церкви села Домашка (этого села уже нет на карте района), отреставрировать и установить  кресты на Дмитриевской церкви, есть письмо с просьбой от бывшего жителя этого села к отцу Георгию. В Воронеже заказали именитым на всю Россию мастерам отлить колокола, а в Подмосковье храмовым живописцам – лики святых для иконостаса. 
      Вот передо мной письмо начальнику Курманаевского ДРСУ В.В Хамадееву, в котором приходской Совет Русской православной церкви просят оказать благотворительную помощь и выделить четыре трубы, диаметром 426 мм, для устройства колонн парадного входа в храм. 

      Трубы Владимир Викторович выделил, также помог с их установкой, а кирпичную кладку над парадным входом делал Хабаров Евгений Михайлович и парадный вход в храм принял свои новые очертания. 
      Огромный вклад в  восстановлении церкви внес наш земляк, бывший житель села Шулаевка – Петров Александр Иванович, на тот момент глава города Урай Тюменской области. Сначала переводил деньги на восстановление храма, а приехав в Курманаевку и посмотрев своими глазами на то, как идут работы, преподнес Курманаевской церкви изумительный подарок – красивый иконостас и огромное паникадило с 32 свечами, оцениваемые по самым скромным подсчетам в полтора миллиона рублей. Подарок привезли за 3000 километров на КамАЗе, который сопровождал Лев Петрович Зиновьев, тоже уроженец района. «С Петровым Александром Ивановичем я знаком давно, - рассказывал тогда Л.П. Зиновьев. – Когда-то он учился в Курманаевской средней школе. До того, как стать мэром, Александр Иванович создал крупную строительную фирму, в мастерских которой и был изготовлен иконостас. Мастера трудились над ним полгода, работа ручная, творческая, требующая терпения, времени и вдохновения». 
      Эти мастера приезжали вместе с Л.П. Зиновьевым, чтобы установить иконостас и подвесить под куполом паникадило. Это были Андрей Глазков, Иван Прохоров и Кузьма Выучейский. «Прежде чем изготовить иконостас, мы специально приезжали в Курманаевку, - вспоминал Иван Прохоров. – Весь заказ исполнен по эскизу того иконостаса, который был в храме до его разрушения».
      Изгородь вокруг церкви делали тоже всем миром. На изготовление и установку металлического ограждения протяженностью 118 метров (35 пролетов) и на устройство кирпичной кладки столбов и цоколя ограждения храма  ОАО «Нефтьинвест» в лице Генерального директора Нарушева Сергея Петровича  выделил 273 тысячи рублей и в апреле 2005 года закипела работа по установке ограждения вокруг храма. По рассказу Н.В Нефедьева, 10 пролетов той  старой изгороди собрали у населения, отреставрировали и по их подобию создали недостающую часть.
      Строили заново,  возрождали утраченное за годы советской власти в основном на народные пожертвования. Проще назвать тех, кто в помощи отказал, чем перечислить тех, кто помог. Для будущих поколений это хороший урок, дабы не спешили ломать, что не ими построено.

    Воскресная школа при храме

      В 2001 году при храме открывается Воскресная школа. Организовала ее по благословению отца Георгия Еремина Фаина Владимировна, педагог по образованию на тот момент работник церкви. Педагогами в то время были Черникова Раиса Федоровна и Кузнецова Любовь Степановна. Помещение выделили при церкви, отремонтировали молитвенный дом и по воскресеньям ребятишки познавали слово Божье. С 2003 года педагогический состав школы меняется,  и на смену приходят Сурины мать и дочь. Елена Ивановна изучает с ребятами молитвы, рассказывает библейские сюжеты, а Ольга Викторовна занимается музыкальным образованием,  вместе с детьми ставят спектакли к Пасхе и Рождеству, поют песни и читают стихи.
      Основная программа обучения в современной Воскресной школе включает Новый Завет, Ветхий Завет, душеполезное чтение, пение, рисование, Православный иконостас, Основы православного вероучения, Храмоведение. Занятия в школе проводятся по воскре¬сеньям. Ведется до-полнительная работа: учащиеся по¬сещают богослужения (по желанию), принимают участие в жизни прихода, действуют творческие кружки. 
      Воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой – это атмосфера соборной православной семьи. Преподаватели, учащиеся и их родители «проживают» день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья. 
      В школе на спонсорские деньги сделан ремонт: перекрыли крышу, заменили окна, отремонтировали и долгожданный актовый зал. Школу посещают около 40 детей.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie